Конспект урока по математике.
Тема урока: вычитание вида 17 –  , 18 – 

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления со случаями вычитания однозначных чисел из чисел 17, 18 с переходом через десяток; развития навыков счёта; закрепления умений решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты (предметные): знать случаи вычитания однозначных чисел из чисел 17, 18 с переходом через десяток; уметь решать составные задачи.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
уметь оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в решение математического задания.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи, креативно мыслить прирешении задач, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Личностные: оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Ход урока
I. Каллиграфическая минутка.
17 17 17 17 17
18 18 18 18 18
II. Устный счёт.
1. «Назови соседа».

2. Задание 5 (с. 88 учебника).
Учащиеся составляют по таблице выражения и находят их значения.
Например:
Из значения суммы двенадцать вычесть первое слагаемое девять, получится второе слагаемое три.
Из значения суммы пятнадцать вычесть второе слагаемое шесть, получится первое слагаемое девять.
Сумма чисел шесть и семь равна тринадцати.
III. Изучение нового материала.
1. Рассмотрение случаев вычитания однозначных чисел из чисел 17 и 18 с переходом через десяток.
Записанные на доске разности рассматриваются по аналогии с предыдущими уроками.
Учащиеся находят значения представленных выражений двумя способами.
2. Запись таблицы вычитания из чисел 17, 18.
В тетрадях учащиеся записывают таблицу:
17 – 8 = 9 18 – 9 = 9
17 – 9 = 8
IV. Развитие навыков счёта.
1. Задание 1 (с. 88 учебника): разбирается устно.

2. Какие знаки арифметических действий пропущены?
6 * 2 * 1 = 9 5 * 4 * 2 = 7
10 * 3 * 4 = 3 6 * 3 * 4 = 5
3. Задание 2 (с. 45 тетради): выполняется с комментированием.
V. Работа над задачами.
1. Решение составных чисел.
– Рассмотрите краткую запись задачи в задании 2 (с. 88 учебника).
– Составьте задачу. (В классной библиотеке было 5 книг со стихами и 9 книг со сказками. Дети взяли 4 ниги. Сколько книг осталось?)
– Какая это задача: простая или составная? (Составная.)
– Что узнаете первым действием? (Сколько книг было в библиотеке?)
– Запишите решение. (5 + 9 = 14 (кн.) было.)
– Что узнаете вторым действием? (Сколько книг осталось?)
– Запишите решение. (14 – 4 = 10 (кн.) ост.)
Учащиеся формулируют и записывают ответ.
Также могут быть рассмотрены и другие способы решения задачи.
II. 5 – 4 = 1 (кн.). III. 9 – 4 = 5 (кн.).
9 + 1 = 10 (кн.). 5 + 5 = 10 (кн.).

2. Решение задач на сравнение (задания 3, 4, с. 88 учебника).
В каждой задаче учащиеся выделяют условие и вопрос; данные и искомое числа; затем к одной из задач может быть составлена краткая запись, а к другой – схема, после чего ученики записывают решение и ответ.
Задача 3.

10 – 8 = 2 (кн.).
Ответ: на I полке на 2 книги больше.
Задача 4.

Ответ: Дима прочитал 13 книг.
VI. Итог урока.
Вопросы: Чему научились на уроке? Чью работу вам хотелось бы отметить?