Доклад на ШМО
«Роль иллюстративного материала «Азбуки» в обучении грамоте.»   

В учебно – методическом комплекте для 1 класса четырёхлетней начальной школы центральное место принадлежит «Азбуке». Среди материалов, составляющих содержание учебника, ведущую роль играют буквы, слоги, слова, предложения, тексты. Наряду с этим немаловажное значение имеет иллюстративный материал, который при правильном методическом  подходе к нему становится существенным элементом процесса обучения младших школьников грамоте, активизирует их мышление, способствует развитию устной речи, расширяет, обогащает и уточняет словарь детей, воспитывает у них художественный вкус и т. д.
Практика показывает, что наглядность особенно необходима на первой стадии обучения. Ещё К.Д. Ушинский писал: «Детская природа требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он долго и напрасно будет мучиться над ними, но свяжите  с картинками двадцать таких слов и ребёнок усвоит их на лету» (Ушинский К.Д.Собр.соч.-Т.6.-М.;Л.,1949.-С.267-268)
Совершенно очевидно, что изобразительные средства, язык которых в отличие от языка словесного не обладает жесткой нормативной связью между знаком и его значением, создают безграничные возможности для личностного, индивидуального творческого восприятия объекта, при умелом использовании могут стать одним из важных факторов включения в процесс познания эмоций учащегося.
Для того чтобы наиболее полно использовать иллюстрации «Азбуки», нужно хорошо ориентироваться в их разновидностях и назначении.
В целом, весь иллюстративный материал можно разделить на три группы:

1-я группа - художественно-образная иллюстрация:
- тематические, крупномасштабные развороты;
- сюжетные рисунки;
- ситуативные рисунки;
-
2-я группа - предметная иллюстрация: изображение отдельных предметов;

3-я группа – графическая иллюстрация:
    -схемы – модели слов;
    -схемы – модели предложений.

Для иллюстративного материала «Азбуки» характерна простота, реалистичность изображения, включение в рисунок наиболее характерных деталей, использование широкого цветового спектра в изображениях предметов. Весь иллюстративный материал доступен детям, отражает знакомое и близкое, опирается на личный жизненный опыт детей (хотя он у шестилеток ещё мал).
Использование иллюстрации одной и той же разновидности зависит от того, к какому этапу (ступени) в обучении грамоте она относится.

Художественно – образные иллюстрации занимают основное место в учебнике. Малыш, открывая книгу, видит прекрасно выполненные крупномасштабные развороты. Это сюжетно – тематические иллюстрации, которые несут большую функциональную нагрузку. Так, они служат для того, чтобы  настроить ребёнка на дальнейшую перспективу в работе, для беседы по вопросам учителя, для составления предложений, связного рассказа. В ходе их рассмотрения учителю важно выслушать рассказы детей.
Можно рассказать детям, какими изобразительными средствами  пользовался художник, когда рисовал картинку.
Тематические крупномасштабные развороты несут так же и определенную дидактическую нагрузку.
Сюжетные картинки нужны для составления предложений как с опорой на схему, так и без подобной опоры. Из большого количества этой серии иллюстраций  присутствуют те, которые иллюстрируют сказки, наиболее знакомые и понятные детям. Учителю необходимо, пользуясь этой группой картинок, формировать у детей умение соотносить текст с иллюстрацией или воспроизводить по памяти знакомые и любимые с детства эпизоды сказок или всю сказку. 
Рассматривая сюжетную картинку, например, на с. 28 дети без труда называют сказку «Маша и медведь». Она знакома учащимся с дошкольного возраста, а иллюстрации оживляют в памяти основные эпизоды. Учащиеся могут выразить своё отношение, описать чувства Маши, когда он потерялась в лесу, встретилась с медведем, жила у него, что она чувствовала при встрече с бабушкой и дедушкой после долгой разлуки и т. д. Ребята составляют предложения определённой, знакомой им структуры. Учитель может предложить распространить то или иное предложение так, чтобы в результате получился связный рассказ.
Работе с этой группой иллюстраций может предшествовать просмотр диафильма по сказке, прослушивание аудио записи, рассматривание серии иллюстраций, а после беседы по учебнику может следовать связный рассказ учителя с демонстрацией эпизодов по книжке – раскладушке с использованием кукольного театра.
Далее целесообразнее построить рассказ о медведе, как жителе леса, о его повадках.
Работа с данной иллюстрацией может включать в себя вопросы экологического характера, дети должны знать экологические проблемы, и задача учителя – прививать детям любовь к природе, окружающей среде, Родине.
Ситуативные картинки присутствуют почти на всех страницах «Азбуки». Они встречаются и используются на всех этапах обучения грамоте, служат для составления предложений, направлены на обработку краткого описания, воссоздающего какой – то определённый эпизод, ситуацию. Эти картинки заставляют малыша «пережить» и оценить ситуацию, учат рассуждать, что очень важно при формировании осознанности в период обучения грамоте.

Предметные картинки позволяют детально рассмотреть определённый предмет, назвать его, провести звуко-буквенный анализ слова-названия, соотнести картинку со схемой, словом, подсказанное изображённым предметом, в активный словарь учащегося, составить предложения и т. д.

В период обучения грамоте проводится большая словарная работа, в частности по объяснению и определению значений новых, мало известных учащимся слов. Содержание лексического материала «Азбуки» позволяет использовать наряду с предметными картинками учебника окружающие учащихся предметы: учебные принадлежности, оборудование класса, школьного двора и т. д. Всё это разнообразит существующие приёмы словарной работы.
Вот некоторые из них:
- объяснение слов с помощью наглядности (картинок, предметов натуры)
- объяснение слов с опорой на звуковую схему-модель;
- введение и толкование слова при помощи синонимов и антонимов;
- опора на контекст при объяснении  слова, включение нового слова в другой текст и т. д.

Особо хочется подчеркнуть, что работа, которая начинается в «Азбуке» с предметных картинок, помещённых на первых страницах для проведения разных видов упражнений на последующих этапах обучения грамоте может быть продолжена на материале других картинок, если своевременно запастись самому учителю или с помощью детей ( из детских журналов). Они чрезвычайно полезны для речевого развития и обогащения словаря детей и поэтому должна проводиться в течение всего периода обучения грамоте.
Предметные картинки в сочетании со схемами слов открывают значительные возможности для разнообразной работы. Например, учитель на доске в разброс располагает предметные картинки и схемы-модели к словам, обозначающим предметы (см. рис.)










Ученик должен соотнести изображение со звуковой схемой. Стрелочками указывает дорожку от предметной картинки к схеме. Вариантом этого игрового задания может быть и такой: вместо предметной картинки пишется слово  и к нему надо подобрать звуковую схему.

Работая над систематизацией словаря учащихся, можно использовать пособие «Волшебный портфель», представляющий собой рисованный или сделанный из плотного картона портфель, в который закладываются карточки с наклеенными на них предметными картинками с «гнёздами»:
Школа, школьно-письменные принадлежности, и т.д. дети должны соотнести предметный рисунок со словом, его обозначающим, уметь правильно объяснить значение слова, поставить его в ряд других слов с видовым значением, придумать с ним предложение и таким образом через контекст выявить меру своего понимания его смысла.

В «Азбуке» схемы-модели появляются на первом безбуквенном  этапе подготовительного периода и встречаются на протяжении многих страниц, хотя они даны и не до конца всего периода обучения грамоте. Это не значит, что работа с ними не должна проводиться. Она предполагает научить детей выполнению двух действий:
-соотносить слово со схемой и
-подбирать к схеме слово (картинку).
Схема-модель помогает ребёнку более конкретно представить себе состав предложения, то, что оно состоит из слов, выражающих определённую мысль, имеет такие важные признаки, как начало и конец. Дети должны с опорой на схему научиться делить слово на слоги, выделять ударный слог, ставить ударения, а на более поздних этапах уметь выделять твёрдые и мягкие согласные.  На данном этапе систематизировать этот материал помогает дидактическое пособие «Домик», которое является для детей  своеобразной опорной схемой.

Иллюстративный материал учебника открывает значительные возможности для систематического повторения пройденного, проведения различных дидактических игр, создания интересных игровых ситуаций.

Например, на уроке по теме «Звуки з    з , буквы  З, з»(закрепление),можно создать следующий сюрпризный момент с привлечением дополнительного материала, так называемых карточек-секретов.

- Стук в дверь. Почтальон Печкин принёс посылку от Буратино. Открывают – там волшебная указочка, письмо и чудесный мешочек со множеством волшебных карманчиков. Из каждого карманчика свисают записочки ( по количеству заданий на уроке). В каждой записочке – задание. Учитель предупреждает, что работать нужно быстро, чтобы успеть выполнить все задания, в том числе с иллюстративным материалом учебника.
- Задание №2 (Записочка, содержание которой читает учитель.) Буратино пишет: «Ребята, я составил рассказ о своих любимых животных. Прочитайте этот рассказ и скажите, понравился ли он вам».
(текст в учебнике с. 70)
На доске заранее развешаны схемы слов-животных, которые встретятся в тексте. После прочтения текста дети ищут слова, обозначающие название животных и соотносят их со схемой, которая висит на доске, переворачивая которую, дети видят изображение.

А дальше на доске изображены схемы предложений.

Дети выходят к доске и читают «спрятанные предложения» вслух. (Предложения составлены на основе задания из учебника: «назови животных по-разному»).

Почувствовать красоту, самобытность и выразительность родного языка помогает знакомство учащихся с классическими произведениями русских поэтов и писателей, а также с удивительным миром фольклора: народными сказками, песнями, пословицами, поговорками, загадками, скороговорками, путаницами и считалками хорошо иллюстрированный материал.
Красочные картинки помогают не только поддерживать интерес детей к процессу обучения, но и помогают развивать у учеников логическое и образное мышление, работать над правильным произношением, расширять  их читательский кругозор, развивать познавательный интерес к детской книге.  На основе этого материала можно находить интересные формы работы на уроке. Кроме того, ребята сами с интересом участвуют в подборе подобного материала. Например, ребята с интересом подбирают дома из детских журналов ребусы, загадки и другие произведения устного народного творчества, красочно их оформляют, а в классе собирают в один коллективный «Сборник», который   пополняется на протяжении  всех уроков обучения грамоте.

Роль наглядных пособий в процессе обучения в наибольшей мере возрастает при их комплексном применении. Но очень важно не загромождать уроки большим количеством наглядности, умело использовать все группы иллюстративного материала учебника и связывать с другими продуктивными видами деятельности.