Урок   окружающего мира во  2 класс с использованием личностно-ориентированного развивающего обучения

Тема урока: «Водоемы нашего края».

Цель урока: познакомить детей с частями реки(исток, устье, правый берег, левый берег, направление течения),закрепить знания детей о сторонах горизонта, умении ориентироваться по компасу и местным признакам, воспитывать бережное отношение к природе, расширить знания о водоемах нашего края.

1. Организационный момент. Актуализация знаний.

- Внимание, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ли на месте – учебник, атлас и тетрадка.

2. Проверка изученного материала.

- Садитесь. Сегодня мы с вами снова отправимся в путешествие по нашей планете Земля. И снова с нами в путь отправятся наши старые друзья – Сережа и Надя. Вчера они рассказали нам много интересного и сегодня пришли к нам не с пустыми руками. Давайте посмотрим, что они принесли с собой.

В конверте лежат ребусы:

1 ребус – горизонт

- Ребята, а что такое горизонт? (это земная поверхность, которую мы видим на открытой местности).
- А что мы называем линией горизонта? (граница горизонта, где небо как бы сходится с землей).

2 ребус – восток
3 ребус – запад

- Ребята, а что такое восток и запад? (основные стороны горизонта)
- Какие еще  стороны горизонта вы знаете? (север и юг).
- Какие промежуточные стороны горизонта вы знаете?
(юв, юз, св, сз)
- Ребята, с помощью чего мы определяем стороны горизонта? ( с помощью компаса)
- Давайте вспомним, как работать с компасом. (дети рассказывают правила работы с компасом)

-Сейчас мы проведем небольшую практическую работу и покажем нашим друзьям как мы умеем пользоваться компасом, ведь каждый путешественник должен это уметь.
Вы сидите по группам, у вас на столах лежит план – схема, вы с помощью компаса определите какой объект находится на юге этого плана, на севере, на западе и востоке. Итак, что необходимо сделать сначала?

Дети комментируют свои действия.

- Молодцы! Самое главное для путешественников – уметь ориентироваться. А, что делать, если компас мы оставили дома? (ориентируемся по местным признакам, дети перечисляют эти признаки)
- Сережа и Надя очень довольны вашими знаниями, и они приглашают нас в путь, совершить новое путешествие по водоемам нашего края, а на чем мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:




- Поднимаясь все выше и выше над поверхностью Земли, мы видим 3 основных цвета:
Зеленый ( это равнины, большие участки суши, имеющие ровную или почти ровную поверхность, на равнинах мы встречаем возвышения – холмы и углубления- овраги).
Коричневый (горные хребты).
Голубой  (это водоемы).

3. Объяснение нового материала.

- Вся вода на земной поверхности – это Мировой океан.
Вода в Мировом океане покрывает почти ¾ земной поверхности (демонстрирую наглядно с помощью круга).
Мировой океан един, он нигде не прерывается. Из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу. Мировой океан делится материками Земли на 4 океана. Какие это океаны? (ответы детей).

- Все океаны соединены между собой. Моря– это части океанов. Какие вы знаете моря? (ответы детей).
- А какие водоемы вы еще знаете? (реки, пруды, водохранилища, озера)
- Как вы думаете, какие водоемы искусственные? (ответы детей).

Демонстрируются иллюстрации с изображением моря, озера, реки и т. д.

- Если бы нанести на глобус все реки земного шара, то материки, словно, окажутся окутаны паутиной.
Скажите, а откуда появляются реки? (ответы детей).

- Вода от дождей, от стаявшего снега впитывается в землю и останавливается в слое глины, а дальше растекается в разные стороны. Нередко бывает так, что слои земли, выходят к обрывистому берегу реки, оврага или ручья и вода выходит «истекает» из глубины. Это источник.

На доске появляется карточка  - и с т о к.

-В этом месте вода выходит либо спокойно, либо бьет фонтаном. В таких случаях говорят: «Вода бьет ключом». Родник, ключ – разные названия источника. Вода в них, как правило, чистая, прозрачная. В разных местах нашей страны много источников. Иногда родники снабжают водой целые деревни и поселки. Люди бережно относятся к источникам. Обсаживают их деревьями, чтобы не пересыхали в летнюю жару. Иногда делают возле них скамеечки, чтобы путник мог и отдохнуть в тени деревьев. Но есть люди, которые хулиганят возле родников, оставляют мусор. Иногда, роют карьеры, а затем сваливают туда разный неизвестный мусор, загрязняя не только почву, но и подземные воды. Такую вот свалку организовали и в нашей д. Кирилловка, в непосредственной близости от водонапорной башни, снабжающей наш поселок водой.
И скоро пить нашу воду будет нельзя и будет настоящая беда.
- К нам на урок пришел маленький родничок, чтобы поведать одну очень страшную историю, чтобы предостеречь нас от надвигающейся беды.

Родничок рассказывает экологическую сказку.

- Как же мы должны относиться к водоемам на нашей Земле?

На доске появляются запрещающие знаки.

Физминутка.           Как бьет вода в роднике?
        Превратите родник в озеро.
       Как течет река по равнине?
        А в горах?
       Как вы купаетесь?
       Изобразите штиль…

-Итак, исток это начало реки. Истоки бывают разные. Одни реки берут начало в ледниках(Обь). Такая река, как Ангара, вытекает из озера, а вот великая русская река Волга начинается там, где на поверхность выходят подземные воды.
    Вот отсюда, именно, отсюда,
    Из глубин лесного родника,
    Вытекает голубое чудо –
    Русская, великая река.

В родничке постоянно прибывает вода. Она не может долго оставаться на месте и стекает, в какую – либо сторону. Образуются ручеек, который сливается с другими ручейками. И вот уже течет большой ручей, в него вливаются другие ручьи. Так образуется река. У реки – 2 берега. Если встать лицом по течению, то справа будет правый берег, а слева – левый. Справа окажутся правые притоки, а слева – левые.
Течет река, течет и встречает на пути озеро или море. Она впадает в него. Это место называют устьем.

На доске появляется карточка у с т ь е.

Течение в реке может быть разное. Если река течет по равнине, то течение медленное. Горные реки – быстрые и бурные.

Реки имеют огромное значение в жизни людей. Из рек и ручьев берут воду для питья и полива. Реки богаты рыбой. Многие реки судоходны. По ним перевозят грузы: зерно, лес, машины. По берегам рек с древнейших времен строили населенные пункты, большие города. В лесных районах, где идут лесозаготовки, по рекам сплавляют лес. Берега рек отличные места для отдыха. Наши реки очень красивы. Они придают местности, по которой текут особую красоту. Ни в одной стране мира нет рек как у нас. Среди них нарядная  скромная красавица Волга, тихий Дон, могучая Обь, Енисей, Амур, Днепр. Сейчас ребята намного расскажут о некоторых из них.

Ученики рассказывают про Волгу, Лену и оз. Байкал.

- Спасибо им большое, за интересный рассказ. А сейчас нам пора возвращаться. Но для того, чтобы Сережа и Надя спустились на землю нам необходимо выполнить задание. А для этого откроем учебники на с. 78 и еще раз повторим части реки.

Читаем текст

- На партах у вас лежат конверты, достаньте из них опорные слова и в своих группах  составьте схему, которую вы видели на доске. (работа в группах).

4. Итог урока. Рефлексия.

- Молодцы.  Как вы оцениваете нашу работу на уроке? (За работу на сегодняшнем уроке получаете отличные отметки.) Дома вы еще раз повторите эту тему. А из путешествия наши друзья привезли вам интересный кроссворд. Давайте попробуем справиться и с этим заданием.

- Спасибо за урок.