Урок «Корень слова. Однокоренные слова»
Предмет: русский язык
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Используемые технологии: игровые, элементы технологии критического мышления
Методические приёмы: работа в группах
Цель: обобщить и систематизировать знания о корне слова и однокоренных словах
Задачи: научить распознавать однокоренные слова, выделять в них корень; различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями; приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем; развивать речь, внимание, память, логическое мышление; воспитывать уважение к товарищу.
Планируемые результаты:
Предметные: 1-объяснять лексическое значение однокоренных слов; 2-образовывать однокоренные слова разных частей речи, выделят корень; 3- распространять простые предложения, находить в них грамматическую основу; 4- подбирать слова – синонимы; омонимы и отличать их от однокоренных слов; 5-выполнять задания логического характера
Метапредметные:
Регулятивные:
1-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; 2-оценивать правильность выполнения действия; 3-планировать решение учебной задачи; 4-контролировать процесс и результаты своей деятельности; 5- применять изученное в изменённых условиях
Коммуникативные:
1-вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности; 2-участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; 3-составлять устные монологические высказывания, доказывать свою точку зрения
Личностные: сотрудничество со взрослыми и сверстниками, уважение к чужому мнению
Оборудование: карточки с заданиями, звёздочки, чистые листы бумаги.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Фрагменты заданий
Организационный момент -Здравствуйте, ребята, всем доброго дня и хорошего настроения! Урок сегодня у нас необычный. Вы любите соревноваться? Проведём урок – соревнование.
Объясняет правила игры. Записывают число, наименование работы.
Делятся на группы.
Придумывают название команды Правила соревнований:
-задания выполняются сообща;
-каждая команда, получает звёздочку за правильный ответ;
-учитывается аккуратность выполнения работы в тетрадях (самая аккуратная команда получает дополнительную звёздочку в конце урока)
Самоопределение к деятельности
(словарная работа) Учитель даёт задание и старается, чтобы дети сами определили задачи урока Выполняют задание №1
определяют цель и задачи урока, записывают слова с непроверяемыми написаниями в тетрадь Задание №1
«Прополите текст»
го од рох но
ко по рен ми дор
пет ные руш сло ка
кар ва то фе ль
Найдите словарные слова, запишите их в тетрадь, отмечая орфограммы. Из оставшихся слогов, составьте тему урока
(однокоренные слова)
Работа по теме урока Учитель объясняет задание №2
- Я утверждаю, что эти слова однокоренные, так как у них есть общая часть –гол-.
Учитель объясняет задание №3
Учитель записывает слова на доске
- Я утверждаю, что эти слова однокоренные. Выполняют задание, слова записывают в тетрадь
Дети опровергают утверждение учителя. Доказывают свою точку зрения.
(Слова не являются однокоренными, так как у них нет общего значения)
Называют слова.
Дети опровергают утверждение учителя. Доказывают свою точку зрения.
Делают вывод, что эти слова синонимы. Задание№2
«Чей счёт больше?»
г о л
г о л
г о л
г о л
- название птицы
-часть тела
-предмет для шитья
-любимый…..природы
(голубь, голова, иголка, уголок)
Задание №3
В разных странах к женщине обращаются по разному. Назовите. (девушка, барышня, мадам, мадемуазель, леди, фрау, синьора)
Физминутка Проводит дежурный
Продолжение работы по теме урока Учитель объясняет задание №4
Учитель объясняет задание №5. Читает стихотворение
Докажите, что ваши слова являются разными частями речи.
Учитель объясняет задание №6
- Являются ли слова – омонимы однокоренными?
Учитель объясняет задание №7
Учитель объясняет задание №8
Учитель помогает, задавая вопросы:
- Берёза какая?
- Берёза что делала?
- Росла где? и т.д Дети дают определения
1 команда подбирает слова к слову грустника, 2 – веселика.
Записывают слова в тетради, отмечают части речи, выделяют корень в словах
Дети записывают слова в тетради.
Дают определение словам, доказывают свою точку зрения.
Записывают однокоренные слова, выделяют корень.
Дети называют предложения
Последнее предложение записывают в тетради, находят основу. Задание №4
- Что такое однокоренные слова?
- Что такое корень слова?
Задание №5
«Ягодка»
Бывает ягодка брусника,
Черника,
Клюква,
Земляника…
А есть ли ягодка грустника?
А веселика тоже есть?
Конечно есть!
Глядите!
Глядите-ка на Витю –
За ягодкой нагнётся,
Сорвёт и засмеётся.
А Таня и Наташа –
Так эти даже пляшут.
Веселы все дети,
Грустно только Пете.
Не ел ли грустники
Он вместо брусники?
Не ел ли скучники
Он вместо черники?
А может быть он вместо клюквы
Попробовал ягодку злюквы?!
Ох,
Кто объестся этих ягод,
Тот может стать сердитым на год!
Скорей помогите мне, дети,
Найти веселику для Пети!
- Какие новые слова придумал автор?
- Подберите однокоренные слова к словам: грустника.ю веселика. Слова должны являться разными частями речи
Задание №6
«Любопытный суслик»
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей Норки:
- Где вы были?
- У Лисички.
- Что вы ели там?
- Лисички.
- Найдите слова одинаковые по звучанию.
- Как называются эти слова?
(омонимы)
Задание №7
«Самые внимательные»
Ребята отправились в берёзовую рощу. Они остановились возле большой красивой берёзы, которая укрывала их от яркого летнего солнца. Ребята набрали сухих берёзовых веток и разожгли костёр. Серёжа крикнул: «Я нашёл гриб! Это подберёзовик»
Задание №8
Команда распространяет предложение (Берёза.),
Берёза.
Красивая берёза.
Росла на поляне красивая берёза. и т.д
Побеждает та команда, которая последняя назовёт предложение
Рефлексия
Итог урока - Посчитайте свои звёздочки.
- Ребята, понравился ли вам урок?
- Какие задания были для вас сложными?
- Оцените свою работу на уроке. Вашу активность, работу в группе.
- С какими словами работали сегодня на уроке?
- Какие слова являются однокоренными? Какие не являются? Дети подводят итоги. Поздравляют победителей.
Дети отвечают.
Поднимают смайлики.
Ответы детей
Используемая литература:
Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова «И учёба, и игра: русский язык» Ярославль. Академия развития 1998г
Ю. Никитин «Игры деда Буквоеда» Челябинск 1988г