ЦЕЛЬ УРОКА : научить детей писать словарные слова (название птиц); научить приемам запоминания с опорой на наглядность, на ассоциации; закрепить умения фонетического разбора слов; разбора слов по составу; закреплять умение работать с толковым словарем; работать над развитием речи, над правильным построением предложений.
Этапы урока	Ход урока	Примечание
1. орг. момент	- Рот, ребята на замок,
начинается урок.
У нас сегодня на уроке гости, давайте поздороваемся.	
2. сообщение темы урока актуализация 
знаний	- Сегодня на уроке мы с вами будем работать в тетрадях, в словарях. Будет индивидуальная работа у доски, на карточках за партами.
Работать мы будем с правилом безударная гласная непроверяемая ударением. Скажите, как называются эти слова?
Дети: –словарные.
-На уроке нас ждут интересные встречи и трудные задания. Но, прежде нам надо повторить изученные правила.	
3. повторение пройденного	- На доске записаны 2 столбика слов. К доске идут……..  Они за шторкой будут вставлять пропущенные буквы и подумают с каким правилом они работают. А мы потом проверим.
- Индивидуально на месте работают с карточками следующие ученики: ………………..
-А мы будем работать с правилом непроизносимые  согласные в корне слова. Давайте вспомним, как проверить эту букву?
Ответы детей.
- Внимание. Взяли  в руки веера.
Поз* но
Трос* ник
Со* нце
Облас* ной
Ненас* ный
- Хорошо, а теперь проверим работу детей у доски.
Дети читают слова, называя проверочные, говорят, с каким правилом работали.	Сн…жинка
Сл…ды
К…рмить
Пог…стить
Моро…
Кана…ка
Сугро…
Сосе…ка
Учитель  показывает
карточки со словами
4. минутка чистописания	-А сейчас вы узнаете, что же за гости побывают у нас на уроке.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный нос и два крыла, 
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится
Угадали?      Это …    птица.
- Верно, сегодня у нас в гостях наши пернатые друзья. И первый из них уже приземлился на ваши парты. Вы узнали кто это? 
Дети: – воробей       
-	-Давайте вспомним, за что воробью дали такое название. 
-	[1]
Дети: – ответы 
-	-Он прилетел, чтобы приготовить нашу руку к письму. В названии воробей две буквы О. И действительно спрятались два слова ВОР и БЕЙ. Поэтому давайте составим узор из букв О. Нарисуем глазик, в хвостике 4 элемента, а на тельце – целую строчку. 
-	<рисунок 1>
Дети выполняют работу.
-Рука теперь готова и запишем это слово в тетрадь под рубрикой «словарь». 
Дети записывают слово в словарик.
-Давайте опишем воробья, какой он. 
Ответы детей
-Вспомните пословицы или поговорки, в которых есть название воробей.
Ответы детей
-Когда так говорят «воробьиный шаг», «воробью по колено»?
Ответы детей.
-Этот маленький мальчишка в сером армячишке принёс нам в клювике имя следующего гостя. Но имя нужно отгадать, решив ребус.
<рисунок 2>
-Запишем это слово в тетрадь на следующей строчке.
Дети записывают в тетрадь.
-	Подберите однокоренные слова. Прилагательное.
Дети: – вороний
-Записываем в тетрадь. Выделите корень. Чем является ИЙ? 
Дети: - окончанием
-Вспомните, что такое окончание?
Дети: - говорят правило
- Подберите глагол. 
Дети: – проворонили.
-Разберите по составу. С чего начинается разбор? Что такое окончание? 
Ответы детей.
-Что указываем дальше? Что называется корнем? 
(далее дети указывают приставку и суффикс, и рассказывают правила). 
-Давайте составим предложение с этим словом.
Дети составляют предложение устно.
-И ворона пришла к нам не с пустым клювом. Смотрите, у неё тоже ребус. Кто же придёт к нам в гости на этот раз? 
<рисунок3>
-Молодцы. Это СОРОКА. Запишем это слово в тетрадях с новой строки. У сороки есть прозвище – «Белобока». Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
-По бокам у сороки пёрышки белые, головка, крылья и хвост чёрные, как у вороны. А хвост длинный, прямой будто стрела. И перья на нём с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока! Поставим ударение в этом слове.
(далее идёт фонетический разбор слова). 
-Составим словосочетания с этим словом. 
Дети – сорока пёстрая
-	 длиннохвостая
      -      говорливая
      -      болтливая	
Учитель показывает изображение.
<рисунок 4>
Слово не воробей – вылетит - не поймаешь!
Учитель показывает ребус
ВОРОНА, карточку со словом и изображение птицы.
<рисунок 5>
Учитель показывает ребус
СОРОКА, карточку со словом и изображение птицы.
<рисунок 6>
5. физминутка	-Давайте отдохнём.
СОРОКА белобока кашку варила, деток кормила…	Проводится пальчиковая гимнастика. [2]
6. Работа с учебником.	-А, вот, чтобы узнать имя следующего гостя, обратимся к учебнику [3] стр. 25 №4. Прочитайте, какую птицу описывают поэты.
- Почему так называет снегиря? Обратимся к «ключику». Снегирь принёс вам на парты задание в парах.	
7. Самостоятельная работа в парах. 	-Достаньте из конверта карточки и составьте предложения.
В НАШЕЙ ПРИРОДНОЙ ПОЛОСЕ ЗИМУЮТ ВОРОНЫ, ВОРОБЬИ, СОРОКИ.
-	Какое предложение по цели высказывания?
-	Сколько слов в предложении?
-Запишите это предложение в тетради самостоятельно.
Найдите глагол.
Найдите прилагательное.
Найдите предлог.
Самостоятельно подпишите существительное.	У детей на партах конверты с предложением.
8. Итог работы.
Рефлексия	-Ну, вот все гости в сборе. Давайте поможем птицам в эти зимние холода – самое трудное для них время. Повесим кормушку и покормим птиц.
-Ой! А кто это за веткой спрятался. 
Дети –синичка!
-А почему она так называется?
Ответы детей.
-Она принесла на хвосте домашнее задание [3] Стр. 24, №3. Выполнив это упражнение, вы узнаете о ней.
-Давайте вспомним, что сделали на уроке?
Дети - повторили правила
Дети - узнали новые слова
Дети - работали на карточках, с веерами…	Учитель беседует о помощи пернатым друзьям зимой.
Учитель показывает изображение птицы.
<рисунок 7>
	Молодцы.  Как прошел урок? Оцените его нашими сигнальными карточками.Оценки за урок получают…