ЦЕЛЬ УРОКА : научить детей писать словарные слова (название птиц); научить приемам запоминания  с опорой на наглядность, на ассоциации; закрепить умения фонетического разбора слов; разбора слов по составу;  закреплять умение работать с толковым словарем; работать над развитием речи, над правильным построением предложений.

Этапы урока Ход урока Примечание
1. орг. момент - Рот, ребята на замок,
начинается урок.
У нас сегодня на уроке гости, давайте поздороваемся.
2. сообщение темы урока актуализация
знаний - Сегодня на уроке мы с вами будем работать в тетрадях, в словарях. Будет индивидуальная работа у доски, на карточках за партами.
Работать мы будем с правилом безударная гласная непроверяемая ударением. Скажите, как называются эти слова?
Дети: –словарные.

-На уроке нас ждут интересные встречи и трудные задания. Но, прежде нам надо повторить изученные правила.
3. повторение пройденного - На доске записаны 2 столбика слов. К доске идут……..  Они за шторкой будут вставлять пропущенные буквы и подумают с каким правилом они работают. А мы потом проверим.
- Индивидуально на месте работают с карточками следующие ученики: ………………..
-А мы будем работать с правилом непроизносимые  согласные в корне слова. Давайте вспомним, как проверить эту букву?
Ответы детей.
- Внимание. Взяли  в руки веера.
Поз* но
Трос* ник
Со* нце
Облас* ной
Ненас* ный
- Хорошо, а теперь проверим работу детей у доски.
Дети читают слова, называя проверочные, говорят, с каким правилом работали. Сн…жинка
Сл…ды
К…рмить
Пог…стить

Моро…
Кана…ка
Сугро…
Сосе…ка

Учитель  показывает
карточки со словами
4. минутка чистописания -А сейчас вы узнаете, что же за гости побывают у нас на уроке.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный нос и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится
Угадали?      Это …    птица.http://s2.uploads.ru/t/ZO0nw.jpg

- Верно, сегодня у нас в гостях наши пернатые друзья. И первый из них уже приземлился на ваши парты. Вы узнали кто это?
Дети: – воробей       
- -Давайте вспомним, за что воробью дали такое название.
- [1]
Дети: – ответы
- -Он прилетел, чтобы приготовить нашу руку к письму. В названии воробей две буквы О. И действительно спрятались два слова ВОР и БЕЙ. Поэтому давайте составим узор из букв О. Нарисуем глазик, в хвостике 4 элемента, а на тельце – целую строчку.
- <рисунок 1>
Дети выполняют работу.
-Рука теперь готова и запишем это слово в тетрадь под рубрикой «словарь».
Дети записывают слово в словарик.
-Давайте опишем воробья, какой он.
Ответы детей
-Вспомните пословицы или поговорки, в которых есть название воробей.
Ответы детей
-Когда так говорят «воробьиный шаг», «воробью по колено»?
Ответы детей.
-Этот маленький мальчишка в сером армячишке принёс нам в клювике имя следующего гостя. Но имя нужно отгадать, решив ребус.
<рисунок 2>http://s9.uploads.ru/t/9pJyc.jpg

-Запишем это слово в тетрадь на следующей строчке.
Дети записывают в тетрадь.
- Подберите однокоренные слова. Прилагательное.
Дети: – вороний
-Записываем в тетрадь. Выделите корень. Чем является ИЙ?
Дети: - окончанием
-Вспомните, что такое окончание?
Дети: - говорят правило
- Подберите глагол.
Дети: – проворонили.
-Разберите по составу. С чего начинается разбор? Что такое окончание?
Ответы детей.
-Что указываем дальше? Что называется корнем?
(далее дети указывают приставку и суффикс, и рассказывают правила).
-Давайте составим предложение с этим словом.
Дети составляют предложение устно.
-И ворона пришла к нам не с пустым клювом. Смотрите, у неё тоже ребус. Кто же придёт к нам в гости на этот раз?
<рисунок3>http://s7.uploads.ru/t/UHXJV.jpg

-Молодцы. Это СОРОКА. Запишем это слово в тетрадях с новой строки. У сороки есть прозвище – «Белобока». Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
-По бокам у сороки пёрышки белые, головка, крылья и хвост чёрные, как у вороны. А хвост длинный, прямой будто стрела. И перья на нём с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока! Поставим ударение в этом слове.
(далее идёт фонетический разбор слова).
-Составим словосочетания с этим словом.
Дети – сорока пёстрая
- длиннохвостая
      -      говорливая
      -      болтливая

Учитель показывает изображение.
<рисунок 4>


Слово не воробей – вылетит - не поймаешь!

Учитель показывает ребус
ВОРОНА, карточку со словом и изображение птицы.
<рисунок 5>



Учитель показывает ребус
СОРОКА, карточку со словом и изображение птицы.
<рисунок 6>
5. физминутка -Давайте отдохнём.
СОРОКА белобока кашку варила, деток кормила… Проводится пальчиковая гимнастика. [2]
6. Работа с учебником. -А, вот, чтобы узнать имя следующего гостя, обратимся к учебнику [3] стр. 25 №4. Прочитайте, какую птицу описывают поэты.
- Почему так называет снегиря? Обратимся к «ключику». Снегирь принёс вам на парты задание в парах.
7. Самостоятельная работа в парах. -Достаньте из конверта карточки и составьте предложения.
В НАШЕЙ ПРИРОДНОЙ ПОЛОСЕ ЗИМУЮТ ВОРОНЫ, ВОРОБЬИ, СОРОКИ.
- Какое предложение по цели высказывания?
- Сколько слов в предложении?
-Запишите это предложение в тетради самостоятельно.
Найдите глагол.
Найдите прилагательное.
Найдите предлог.
Самостоятельно подпишите существительное. У детей на партах конверты с предложением.
8. Итог работы.
Рефлексия -Ну, вот все гости в сборе. Давайте поможем птицам в эти зимние холода – самое трудное для них время. Повесим кормушку и покормим птиц.
-Ой! А кто это за веткой спрятался.
Дети –синичка!
-А почему она так называется?
Ответы детей.
-Она принесла на хвосте домашнее задание [3] Стр. 24, №3. Выполнив это упражнение, вы узнаете о ней.
-Давайте вспомним, что сделали на уроке?
Дети - повторили правила
Дети - узнали новые слова
Дети - работали на карточках, с веерами… Учитель беседует о помощи пернатым друзьям зимой.
Учитель показывает изображение птицы.
<рисунок 7>
Молодцы.  Как прошел урок? Оцените его нашими сигнальными карточками.Оценки за урок получают…