ТЕМА УРОКА: « Насекомые и птицы весной»
Цель урока: сформировать представление у учащихся о весенних изменениях в жизни насекомых и птиц; показать взаимосвязь этих изменений с состоянием неживой и живой природы.
развивающая цель: установление взаимосвязей в природе
воспитательная цель: экологическое воспитание мл. школьников, формирование навыков правильного экологически грамотного поведения в природе.
Этапы урока Содержание примечание
1. проверка дневника наблюдений.
Актуализация знаний. Ребята, откройте дневники наблюдений, проверим погоду за несколько дней.
- , расскажи о своих наблюдениях.
- Есть ли у вас дополнения, исправления, замечания?
-какая погода характерна для этого времени года?
-знаете ли вы какие- нибудь пословицы, поговорки, приметы?
-произошли ли какие – нибудь изменения в неживой природе с приходом весны?
Составление динамической таблицы «Изменения в неживой природе» с приходом весны с опорой на план.
-посмотрите на доску. Здесь записан план. Он поможет нам рассказать о весенних изменениях в неживой природе и составить динамическую таблицу.
ПЛАН.
1. какое небо весной?
2. как светит солнце?
3. как изменилась продолжительность дня?
4. расскажите о температуре воздуха.
5. какие осадки выпадают весной? Какая тем-ра воздуха, когда идет снег, дождь?
6. что стало с водоемами? ( расскажи , что такое ледоход и половодье. О чем предупреждает знак )
7. что стало с почвой?
Примета: зима богата снегом, а весна водой.
2.Проверка д.задания. -оказывается, вот сколько изменений происходит в неживой природе весной.
А происходят ли изменения в живой природе, в мире растений с приходом весны?
О каких растениях мы говорили на прошлом уроке?
Почему они так называются?
* Посмотрите на доску. Здесь написаны названия растений. Выпишите только раннецветущие.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
• Игра «Попробуй угадай»
1. Ещё не везде сошел снег, а на глинистом пригорке желтеют цветочки. Точно золотые монеты раскиданы по берегам рек, оврагов на солнечных полянках. Желтенькие шапочки цветов держаться на тоненьких побегах с коричневыми чешуйками по бокам. Радуют глаз эти первые цветы. Это лекарственное растение: помогает от кашля, простуды.
Мать-и-мачеха.
Найдите его среди других на фланелеграфе. Что обозначает этот знак?
2. Это растение, пожалуй, самое красивое из раннецветущих. Привлекает внимание и васильково – синие цветы растения. Удивительной особенностью обладает это растение: на протяжении своей жизни меняет окраску цветов.
Медуница.
- Хорошо, по описанию вам удалось узнать растения.
* А следующее задание будет тоже интересным.
1.Почему раннецветущие растения зацветают так рано? ( солнце, запас питательных веществ, вода)
2. Где находится запас питательных веществ у раннецветущих растений? (
3.Распределите эти растения по 3 группам.
Устанавливается взаимосвязь:
Неживая природа -- растения
3. Объяснение нового материала. - Ребята, весной мы слышим много чудесных звуков:
Ж-ж-ж-ж
З-з-з-з
Ш-ш-ш-ш
-Кто приносит такие звуки? (бабочки, пчелы, жуки, мухи, комары)
-Кто знает как одним словом можно их назвать?
-Почему весной происходит оживление в мире насекомых? (увеличивается световой день, стало теплее, появляется корм)
-
С приходом теплых дней на проталинах появляются муравьи, мухи, крапивницы, бабочки. Позже – комары, осы, пчелы. Где – то в мае появляются майские жуки и божьи коровки.
Составляется продолжение цепочки:
Неживая природа-растения>> насекомые
С приходом весны происходят существенные изменения в жизни птиц.
-Назовите перелетных птиц.
- Почему они возвращаются в родные края?
- А знаете ли вы какие птицы прилетают в наши края первыми? (грачи)
Грачи – вестники весны. Прилетают в марте, когда сходит снег и вскрываются водоемы. Они селятся целыми стаями на деревьях. Часто можем их видеть шагающими по вспаханному полю, где они добывают себе корм.
За ними возвращаются домой скворцы и жаворонки. Скворцы занимают домики, приготовленные детьми и взрослыми, а позже здесь выведут птенцов.
В марте, как только начинает пригревать солнце синицы возвращаются из леса.
Во время половодья(апрель) прилетают заблики, трясогуски, зарянки, журавли, гуси, чибисы.
А за ними пожалуют другие гости – пеночки, желтые трясогуски, горихвостки, ласточки, кукушки.
К концу мая надо ждать соловья, стрижа, иволгу.
Большинство птиц весной вьют гнезда, откладывают яйца.
- Скажите, где стоят гнезда перелетные птицы? (высоко на деревьях, в дуплах, на земле, под крышей)
-вот, например, грачи устраивают гнезда на очень высоких деревьях, жаворонки – в полях, синицы – в дуплах деревьев.
Вскоре у птиц появляются птенцы. Вот уж у родителей забот!
-Как вы думаете, что могут означать эти знаки?
- Знаете ли вы чем питаются птицы? (насекомыми, семенами, человек подкармливает)
Знаете, ребята, весна – это тяжелая пора для птиц. Еще холодно, мало корма.
Потому человек старается помочь пернатым друзьям: строить скворечники, кормушки, оберегать, защищать птиц.
Очевидна связь
Неживая природа>>растения>>насекомые>>птицы
Учитель показывает экологические знаки.
4. Дом. Задание. - Оцените свою работу на уроке.