Тема урока: « Умножение» (2 класс) с использованием элементов игровой технологии
Цель урока. Познакомить детей с новым действием, раскрыть смысл действия умножения.
Оборудование: Волшебный дом, листочки с заданиями, карточки с цифрами.
Этапы урока Ход урока Примечание
1.Орг. момент. Актуализация знаний. Сегодня на уроке мы отправляемся в «икс»- педицию к математическому полюсу.
Итак, идем мы в икс-педицию.
Чтоб дорогу нам найти,
Икс – педицию надо провести.
В этой икс – педиции
На вас я буду полагаться,
На вашу эрудицию
В дороге опираться.
Задачи в икс – педиции
Для вас, для всех, для всех.
От их решенья быстрого
Зависит наш успех. На доске карточка
«икс»-педиция к математическому полюсу.
2. Устный счет. Сначала я хочу убедиться, что все в нашем классе готовы к испытаниям. Я вам задаю вопрос - вы показываете ответ.
-я задумала число. Если к нему прибавить 14, то получится 21.
-сумма двух чисел равна 17. одно слагаемое 8.Чему равно второе слагаемое?
-я задумала число, вычла из него 6 и получила 24.Какое число я задумала?
-разность двух чисел 8.Вычитаемое равно 9.Чему равно уменьшаемое?
-из какого числа надо вычесть 25, чтобы получилось 30?
-какое число больше 9 на 7?
-увеличить8 на 17.
-уменьшить 33 на 8.
-найти сумму чисел 16 и 5.
-найти разность чисел 82 и 51.
Хорошо, раз вы так хорошо умеете считать, тогда можно отправляться в путь .Математические термины вы тоже знаете, значит, во время икс – педиции сможете вести записи
Итак, новое задание.
Надо узнать, чему равен икс. Икс – что – то неизестное. Поэтому у нас математическая икс – педиция. Как будем рассуждать?
Д. Надо сделать обратные операции: из 40 вычесть 26, потом прибавить 6, а затем вычесть 15.
У. Считайте. Сделайте проверку.
Дети показывают ответы, каждый раз один ученик объясняет, как решал.
3. объяснение нового материала. А вы знаете, это тоже не случайно? Дело в том, что 40 разбойников тоже отправились в экспедицию, нов другую страну и цель у них совсем другая. Но они не могут идти незамеченными. Поэтому попросили нас сгруппировать их по5 человек. Но они не знают ск. Групп получится: если будет больше 9 , то их заметят.
У вас на партах лежат листочки в клеточку. На них вы будете делать расчеты.
Видите, точками обозначено количество разбойников. Считайте число групп, объединяйте их по 5.
-ск. Групп получилось?
Д. Получилось 8 групп. Значит, разбойники пройдут незамеченными.
У. – давайте сделаем отметку на своём листке. Запишем на математическом языке, что мы сделали.
Д. – Мы объединили по5.
У. – А сколько всего разбойников?
Д. _Всего было 40
У. – Если все сложить то получим 40. ( записываем на доске 5+5+5+5+5+5+5+5=40
- Сколько групп получилось?
- Д. – получилось 8 групп.
У.- Смотрите, мы взяли 8 раз по 5 . Ребята, нам надо пройти через ущелье. Сколько у нас человек в классе?
Д.- 23.
У. – чтобы пройти надо построиться парами. Во – первых, там узко, а во – вторых, чтобы не потеряться.
У вас на листочках отмечены точки, посчитайте сколько их.
Д.- 24 ( + учитель).
У.- Теперь группируйте эти точки по 2. Сосчитайте, сколько пар получилось.
Д. – Получилось 12 пар.
У. – Делаем математическую запись. Мы с вами взяли 12 раз по 2 . сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок, а хотите – 2.
Д. – Да.
У. – Тогда нам надо сделать расчет. Нас 24 человека, каждому по 2. Давайте записывать.
Ск. Раз по 2 надо буде сложить?
Д. – 24, т. к. нас 24 человека.
У.-Как вы думаете, удобно так записывать? Мы с вам взяли 24 раза по2 , а пока все посчитаешь…
Д. – А я знаю, что есть действие умножения. И можно + заменить крестиком или точкой.
У. – Покажи, как это можно записать.
Умничка, для того, чтобы было удобнее вести записи,математики придумали, что при вычислении суммы одинаковых слагаемых эти суммы можно записать короче. Вот смотри, мы считали группы разбойников. Мы по 5 взяли 8 раз, значит можно записать так.
-А читают это так: 5 умножить на 8 или 5 взяли 8 раз. - Повторите, кто запомнил.
-А как мы запишем, когда строились парами?
Д. – 2*12=24
12*2=24
У. – Сколько у нас человек в группе?
Д.- Два.
У. – Значит, мы по 2 взяли 12 раз. У нас же не 2 группы по 12 человек. Теперь осталось отдать сведения в столовую, чтобы заказать пирожки. Как запишем: 2*12 или 12*2?
Д. – 2*12, т. к. по 2 пирожка 24 ребятам.
У. – А может, по 24 пирожка 2 ребятам?
Д. – Нет.
У. – В каком случае мы сможем заменить умножение сложением?
Д. – Если все слагаемые одинаковые.
У. – Итак, наша икс – педиция продолжается. Какое первое открытие мы сделали?
Д. – Если складываем одинаковые слагаемые, то можем заменить сложение умножением.
На доске:
2+2+2+2+2+2+2+2+2+2
+2+2=24
на доске:
2+2+2+…( 1- ому , 2- ому, 3 – ему…..)
учитель пишет на доске, сбивается, предлагает ещё раз пересчитать.
Ребёнок у доски показывает: * или .
Учитель записывает на доске 5*8 =40
Дети повторяют.
4. Закрепление.
У. – Сейчас проверим, кто из вас запомнил это и может применить на практике. Ведь исследователи изучают теорию, а потом проводят практическую работу.
- Внимание, для всех новое задание. Посмотрите на выражения и замените, где можно сложение умножением, где можно.
Д. – В первом выражении складывали одни 3, значит можно заменить умножением.
У. – А, сколько там троек?
Д. – 7 троек.
У. – Значит, мы по3 взяли…
Д. – 7 раз.
У. – Запишем у себя в тетради.
3+3+3+3+3+3+3=3*7=21
Д. – Второе выражение не подходит, так как там есть 2, 4, 1.
- Там же две четверки.
У. – Интересно, как же вы бы записали это с помощью умножения?
Д. – 4*2- по 4 взяли 2 раза.
У. – Гениально.
( Далее анализируется каждая сумма. Дети объясняют, где можно заменить сложение умножением и записывают примеры в тетради.)
- Что мы можем сказать про следующее выражение:
7-7-7-7=
Д.- Здесь действие вычитания, а мы заменяем действием умножения только сложение.
У. – Последний пример тоже интересный, везде есть 8. Значит можно…
Д. – Нет , это же разные слагаемые. Просто в их записи есть восьмёрка.
У. – Ну что же, следующее задание. Запишите с помощью знака умножения следующие суммы.
Дети выполняют задание на листочках, которые лежат у детей на партах.
- Следующее испытание. Переверните листочек. Видите задание? Как вы думаете, что надо сделать?
Д. – Сравнить.
У. – Выполняйте. Если сомневаетесь, то оставьте пропуск.
4+4+4 4*2
2+2+2+2 2*2
6+6+6+6+6+6 6*6
8+8+8+8+8+8 8*8
5+5+5+5 5*3
7+7+7 7*5
Д. – 4+4+4 мы берём 3 раза, значит, 4*3, а в правой части 4 умножить на 2, значит, 4+4+4 больше.
(остальные примеры рассматривают аналогично).
- Хорошо, продолжим икс – педицию. Вот ещё задание сложное, только для исследователей.
Вот волшебный дом.
Много фигур в нём.
Какие фигуры ты заметил, расскажи.
Сколько прямоугольников и треугольников, запиши.
Д. – 9 четырехугольников и 3 треугольника.
На доске:
3+3+3+3+3+3+3+3=
4+2+1+4=
5+5+5+5=
8+6+8+5+1=
8+8+0=
6+6+4=
7- 7 – 7 – 7 – 7 – 7=
8+18+28+38=
Учитель записывает на доске, показывая форму записи детям.
На доске
4+4+4+4=
2+2+2+2+2+2=
5+5+5+5+5+5+5+5=
6+6+6+6+6=
8+8+8=
9+9=
Дети выполняют задание, затем проверяют с комментированием.
На доске изображение домика, составленного из геометрических фигур.
5. Подведение итогов.Рефлексия.
- Этот дом волшебный. Когда мы в него войдём, останется ещё одно задание, и на сегодня закончатся все испытания. Какое же открытие мы сегодня сделали в икс – педиции?
Д. – Мы узнали, что сумму одинаковых слагаемых можно заменить умножением
У . – Посмотрите, что у нас на доске написано.
«Икс» - педиция к математическому полюсу.
Икс – неизвестное, вы только, что сказали – это действие умножения. Почему же полюс?
Д. – Там зачеркнута буква « О» , значит получается другое слово – плюсу.
- А плюс – значит сложение. Если складываем одинаковые слагаемые, то сложение можно заменить новым действием – умножением.
У. – Замечательно, мы мысленно зашли в волшебный домик. А здесь задание для девочек – 4+7+2+5+3-8=,
И мальчикам – 9+3+5+6+0-8=.
Дети решают устно, ответы записывают. Затем, девочки проверяют задание мальчиков и комментируют, а мальчики задание девочек.
Задание написано на доске.
6. Задание на дом
У. – Придумайте дома примеры, где сложение можно заменить умножением.
На сегодня наша «икс» - педиция закончена, но впереди у нас много новых открытий. Понравилась ли вам наша «икс» - педиция? Дети показывают смайлики